Самое интересное про Черновцы
Приглашаем Вас посетить обзорную пешеходную экскурсию в Черновцах, прогуляться по скверам и площадям "Малой Вены", приобщиться к культурному наследию с его архитектурными шедеврами эпохи Габсбургов, познакомиться с национальным достоянием живущих здесь этнических групп.
1. Резиденция православных митрополитов Буковины и Далмации – всемирное культурное наследие ЮНЕСКО. Была построена на месте старого епископского дома в 1864-1882 гг. Нынче здесь разместились центральные корпуса Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича. Этот уникальный архитектурный ансамбль появилась на свет благодаря усилиям епископа Евгена Гакмана. В 1863 г. он добился от австрийского цисаря разрешения на сооружение новой просторной резиденции, достойной столицы Буковины. В следующем году, сразу после освящения Кафедрального собора Святого Духа, владыка Гакман уже заложил краеугольный камень в фундамент будущей резиденции.
Проект архитектурного ансамбля выполнил известный чешский ученый, архитектор, академик Йосеф Главка. Он спроектировал нетрадиционный комплекс сооружений в духе эклектики с преобладанием элементов византийского и романского стилей. Этот проект неоднократно занимал призовые места на известных конкурсах архитекторов и был, в частности, отмечен на Всемирной выставке в Париже. Композиция ансамбля довольно сложная, но при этом отмечается четкостью планирования. Она состоит из трех монументальных сооружений-корпусов: главного, духовной семинарии вместе с церковью Трёх Святителей, пресвитерия.
2. Музыкально-драматический театр является одним из известнейших памятников архитектуры города, который украшает Театральную площадь уже более ста лет. Черновицкий театр – творение знаменитой венской фирмы Фельнера и Гельмера, известной в Европе сооружением 43 театров, среди которых Одесская опера. Он был построен за каких-то два года и по красоте не уступал лучшим театрами Европы. Первый камень в его фундамент был заложен 1 августа 1904 г., а уже 3 октября 1905 г. состоялось торжественное открытие.
Театр построен в стиле венской сецессии с преобладанием элементов стиля ренессанс. Фасад здания украшает арочный портал с двумя парами колонн по бокам и скульптурной композицией с Аполлоном с лютней в окружении персонажей античных драм. Над окнами фасада в обрамлении муз установлены барельефные медальоны Вильяма Шекспира и Рихарда Вагнера. В тимпанах над окнами боковых стен размещены мраморные бюсты выдающихся деятелей мировой культуры. Декор интерьера выполнен в стиле барокко c сочетанием белых и золотых тонов, что предаёт ему элегантности. Фойе и зал для зрителей пышно украшены резьбой и необарокковыми скульптурами. Когда-то перед театром стоял памятник Шиллеру, сегодня на этом месте сидит бронзовая Ольга Кобылянская, чье имя носит теперь театр.
3. Армянская церковь.В середине XIX в. у черновицких армян-католиков созрела потребность иметь свой храм. Для его проектирования был приглашён чешский архитектор Йосеф Главка, который тогда работал над Резиденцией Буковинских митрополитов. Строительство церкви началось в 1869 г. в историческом армянском квартале, а 9 октября 1875 г. творение гениального Главки было торжественно освящено в честь Святых Апостолов Петра и Павла.
В архитектурной композиции Армянской церкви Йозеф Главка оригинально соединил элементы романского, византийского и готического стилей, характерные для средневековых буковинских монастырей, с традициями армянского культового зодчества. Благодаря замечательной акустике храм с самого начала использовали как концертный зал: здесь устраивали вечера церковного пения и музыки, звучал орган. Сегодня в бывшей церкви находится органный зал Черновицкой областной филармонии.
4. Городская ратуша возвышается на Центральной площади Черновцов с середины XIX в. Разговоры о её строительстве велись с 1825 года и лишь 19 апреля 1843 г. в присутствии уважаемых гостей из столицы был заложен первый камень в фундамент будущего магистрата. Строительные работы велись под руководством окружного инженера Адольфа Марина и присмотром камерального архитектора Андреаса Микулича. За 4 года в центре Черновцов появилось сооружение в стиле позднего классицизма с высокой башней и внутренним двориком. По старой европейской традиции ратуша сочетает два объема: большой горизонтальный объем самого здания с акцентированным на фоне фасада ризалитом, который завершается рельефным щитом с гербом города; и вертикальный объем в виде 50-метровой двухъярусной башни с балконом и часами. По этим часам магистрат долгие годы сверял время с Веной, аж пока Черновцы не получили самоуправление.
С балкона, который со всех сторон окружает башню, хорошо видно старый город. Конечно, балкон в те времена не служил площадкой для осмотра окраин, а имел абсолютно практическое предназначение: был местом пожарного дозора. Сегодня с балкона башни каждый день, ровно в 12, на все четыре стороны города звучит мелодия «Марички», которую играет трубач в буковинском народном костюме.
5. Художественный музей. В течение 1900-1901 гг. рядом с ратушей на Центральной площади Черновцов появилось импозантное трехэтажное строение тогдашней дирекции Буковинской сберегательной кассы. Оно было построено по проекту талантливого ученика Отто Вагнера – венского архитектора Губерта Гесснера. Здание художественного музея справедливо считается классическим образцом венской сецессии, одним из наиболее изысканных памятников модерна в Центрально-Восточной Европе. Оно имеет четкие симметрии фасада, на фоне которого немного выступает центральный ризалит, увенчивающийся аттиком с двумя скульптурами по краям. Среди декора фасада выделяется майоликовое панно, которое украшает верхнюю часть центрального ризалита. На панно изображены аллегорические фигуры, символизирующие провинции Австро-Венгрии. Буковина на нем представлена юношей в козьей шкуре. Недавно на фасаде художественного музея появился памятник букету роз, которыми, как поговаривают, когда-то подметали улицы Черновцов.
Художественный музей впечатляет не менее утонченной красотой интерьеров, в оформлении которых виртуозно сочетаются скульптура, живопись, лепнина, витражи, художественный металл. Во внутреннем декорировании здания принимал участие известный украинский художник Николай Ивасюк. Его кисти принадлежит картина на мифологический сюжет, которая до сих пор украшает потолок.
7. Кафедральный собор Святого Духа – главный православный храм Черновцов. Первый камень в его фундамент был заложен в июле 1844 года. Строительство велось под присмотром краевого инженера А. Марина и венского архитектора А. Ролля, а в 1860 году по проекту Йозефа Главки был перестроен фасад храма. Через 20 лет после начала работ в июле 1864 г. владыка Евген Гакман освятил Кафедральный собор. Однако внутренние отделочные работы проводились вплоть до конца столетия. Так, еще в 1892–1896 гг. группа художников из Вены расписывала стены.
Собор впечатляет своей величественной красотой. Он построен в стиле итальянского Ренессанса, причем за основу был взят один из проектов Петербургского Исаакиевского Собора, подаренный епископу Е. Гакману во время его паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Доминантой архитектурной композиции собора является монументальный купол высотой 46 м. Кроме него церковь увенчивают еще два купола, а также две башни-колокольни вверху по краям фасада. В марте 2006 года возле храма был установлен памятник первому митрополиту Буковинской православной митрополии Евгену Гакману.
8. Николаевская церковь. Из всех старинных храмов Черновцов молдавско-турецкого периода на своем первоначальном месте осталась лишь деревянная церковь Святого Николая, которая появилась в 1607 г. на городской окраине возле «дороги на Гореч». Стиль Николаевской церкви характеризуется как «хатний» тип, присущий Буковине тех времен. По архитектурной композиции – это одноуровневое сооружение без купола, стены которого сложены из дубовых брусьев в сруб, а крыша покрыта дранкой и увенчана тремя коваными крестами. Сначала близ церкви стояла деревянная колокольня на три колокола, а в 1868 г. на её месте соорудили мурованную колокольню, которая сохранилась до наших дней.
Городские легенды называют церковь «казацкой». Якобы здесь в разные времена молились великие гетманы Петро Сагайдачный во время Хотинской войны 1621 г. и Иван Мазепа после Полтавской битвы 1709 г., якобы в ней отпевали старшего сына Богдана Хмельницкого.
Новогодняя
Новогодний праздник празднуется в Черновцах так давно, что оброс местными мифами, легендами и суевериями. Одна из легенд - о призраке древнего бомжа, который появляется в новогоднюю ночь под елкой на Соборной-Советской площади и наводит ужас на непослушных детей.
Эта история говорят, случилась в темное черновицкое средневековье. Житель лесной избушки на месте нынешней Театральной площади Ганс Нагирняк недостаточно почтительно поздравил с Новым годом герра Василия Шизмайера - то ли кума, то ли фина местного бургомистра. За это бургомистр приплатил местным экстрасенсам, которые вызвав из леса колдунов, общими усилиями прокляли неучтивого Ганса на вечные скитання. С того времени беспризорный гансов призрак не дает расслабиться черновицким малышам, заставляя их старательно учить поздравительные слова и стишки.
Коварный же бургомистр расплатился с экстрасенсами, отвалив им "куниц, серебра, воска и добрых коней местной породы", сказано в известной средневековой грамоте.
Счастье
Черновицкие представления о счастье проявляются в известной городской легенде. Когда-то, черновицкий мещанин Думитру Бармалеу отправился в далекую Италию - с маминым рушником и подковой, снятой с дворовой клячи Фрозинки. Все это снаряжение, казалось предвещало ему возы невиданного счастья на заработках. Однако, Думитру обворовали в предместье Милана, и он вынужден был некоторое время бомжевать, ночуя в гондолах Венеции. Счастье вернул тяжелый труд на синьора Пиндоса NOKIA (сокращенно - Пиноккио). В его саду черновчанин Думитру с помощью лопаты, кирки и возгласов :"Santo sacramento"!, "Maledetto diavolo"!, "Duti futi cinc (чинч) minuti"! а также - "Мать твою на Панской улице"!, выкопал сундук с золотом, брильянтами, флоринами и цехинами. На самом дне сундука лежали рушник Думитровой мамы и подкова клячи Фрозинки. Так счастье вернулось домой.
Добро
Австрийцев в Черновцах встретили добром и добром же проводили через сто с лишним лет, оставив себе все добро, австрийцами возведенное. Добро австрийское осталось в виде замечательной европейской архитектуры, слова "файно", и парка Шиллера за австрийским театром. В наследство современным черновчанам осталось также еврейское добро - в виде улиц Шолом-Алейхема, Штейнбарга и Сиди Таль, привычки отвечать вопросом на вопрос и калиновских торговых навыков.
Старые черновицкие легенды повествуют о том, как в наших краях добро всегда побеждало зло. Так, согласно легенде, приблизительно 150 лет назад, мещанин Арсений Бейцуняк выдвигался в бургомистры и программой своей провозгласил творить добро. Программа обещала защищать добрых черновицких торговцев, предпринимателей и девушек легкого поведения от злых таможенников, налоговиков и австрийских жолнеров. Арсению противостоял некто Франц Байдикобитко, который обещал сделать зло таможенникам, налоговикам и жолнерам. А именно - запретить им облагать пошлиной торговцев, предпринимателей и - злее всего - запретить навещать девушек легкого поведения. Невзирая на фактическую тождественность предвыборных программ кандидатов, легкие девушки проголосовали все же за доброго Арсения, и их голоса оказались решающими. Свой выбор девушки объяснили, тем, что зла жолнерам не желают, а требуют лишь ограничения их чрезмерного рукоприкладства. С того времени эксклюзивное черновицкое добро уверенно господствует в городе.
Зависть
Черновицкая зависть всегда выступала в качестве своеобразного двигателя истории и местного прогресса. Так, в ХІХ веке, рассказывают автохтонные мещане, черновчанин Петро Дубогрыз крепко позавидовал соседу, который возвел хату на полвершка выше, чем у него. В итоге Петро написал письмо цесарю, в котором требовал утвердить для города определены строительные нормы. Цесарь поручил рассмотреть предложение специалистам, те увлеклись, начали приобщать к черновицкому строительству архитекторов-творцов мирового уровня. Таким образом, имеем то что, имеем - уникальный город с соединением всех известных европейских архитектурных стилей, город, который знатоки зовут "маленькой Веной", а рядовые мещане - "маленьким Парижем". Видимо, парижское сравнение больше льстит их тщеславию.
Мифология черновицкой зависти чрезвычайно разнообразна. Легенды рассказывают - черновчане так завидовали любому бургомистру и членам его семейства, что во время выборов в магистрат всегда голосовали против всех. После чего многочисленные кумы сваты и финЫ бургомистра вынуждены были при неверном освещении лучиной, долгими зимними вечерами сидеть в полухолодных избирательных участках, тщательным образом переписывая перьями предвыборные бюллетени.
Согласно другим легендам, в фундаментах старых черновицких домов таятся несметные сокровища. Их прятали туда состоятельные черновчане от соседского сглаза. Соседи же нанимали экстрасенсов, которые звались тогда колдунами, чтобы энергетически зазомбировать тех, кто осмелился объехать их в имущественных вопросах.
Похмелье
Говорят старые люди, что Турецкий колодец выкопали первобытные черновицкие мещане Василий, Аурел и Хаим, которые, проснувшись утром после долгого январского празднования решили бороться с похмельем с помощью физических нагрузок. Поскольку похмельный синдром вызвал определенную бестолковость и нелогичность движений копающих колодец, окружающие (у которых, впрочем, тоже в голове шумело) нервно обзывали их "турками царя небесного". Так в народной памяти города колодец остался "турецким"…
Колодец себе, как колодец, все в нем на месте - в отличие от известной Пизанской башни, которую строители тоже возводили с похмелья, а самих строителей обзывали не менее круто, о чем свидетельствует название сооружения и угол его наклона...
В старых Черновцах похмелью приписывали свойства магические и сверхъестественные. Согласно давней черновицкой легенде некто Ионел Понадпрутский, которого позже назовут буковинским Нострадамусом, проснувшись с тяжелой головой, ясно и четко прозрел будущее. Там двурогие механизмы страшного вида передвигались без лошадей, а люди в них были набиты как селедки в бочку. Ионел перекрестился - ему показалось что это выскользнули из леса рогатые ТРОЛЛИ - с того времени, машины зовут ТРОЛЛЕЙбусами. В доказательство пророческого видения Ионела на старом дубе в Цецино существует сделанный им древний рисунок чего-то похожего на чешский троллейбус 70-х годов. Правда, злые языки утверждают, что рисунок нацарапан в те же 70-е нетрезвыми черновицкими школьниками Васей и Басей...
Татьянин день
Черновицкое празднование дня святой Татьяны имеет свою, автохтонную мифологическую основу. Как рассказывает легенда, местная мещанка Татьяна Гуцул работала сестрой милосердия в первом черновицком госпитале. В январе, когда крещенские морозы, как водится, накрывали город с головой, и гололедица, которую на Буковине традиционно зовут сракопадом, трвмировала мужчин, женщин и лошадей, Татьяне, конечно, добавлялось работы. Добросердечной и благочестивой сестричке было настолько жаль травмированных, что она постоянно плакала. И случилось чудо: соленая река Татьяниных слез вытекла на улице города и разъела толстую прослойку льда! С тех пор черновчане празднуют Татьянин день как праздник победы добра и чистосердечной жалости над жестокой стихией местных сракопадов.
Масленница
Однажды, в Масленницу, черновицкий житель Дьордий Шмундодер собрал семейство и поехал к теще на блины. Дорога к теще вела через заброшенную мельницу, куда Дьордий свернул отдохнуть. В заброшенной мельнице Дьордию явился некто в черном и сказал: "Приедешь к теще - первый блин не бери, умрешь". Приехав на место, поцеловавшись со стареющей, но все еще привлекательной мамой жены, Дьордій сел за стол, с удовольствием, предчувствуя вкусный блинный пир.
Невзирая на предупреждение темных сил, он ухватился именно за первый блин. Вдруг на стол вскочил тещин кот Муркотелло и выхватил блины прямо изо рта вуйка Дьордия. Тут случилось непоправимое: блин стали котику комом в горле, и Муркотелло, жалобно мяукнувши, испустил дух.
Потом была полиция, следствие и суд, приговор коварной бабе за попытку отравить зятя, раздел имущества и тому подобные скучные бытовые дела.
А память о героическом поступке кота Муркотелло осталась в народных пословицах. "Не все коту Масленница, блин"! - говорят черновчане. Или: "Первый блин - комом!". И хитро так, загадочно, прищуриваются…
Границы
Рассказывают, что в австрийские времена старый черновицкий таможенник Валериан Погранеску остановил груз местной маковой соломки, который через Новоселицу везли в Россию злоумышленники Василий Наркица и Домка Думкопф. Обычно Вася с Домкой провозили наркомак из своего шипинского огорода в русский Хотин, где под стенами крепости выменивали его на товары первой необходимости китайского производства. Дальше маковая соломка отправлялась в Каменец-Подольский, а оттуда - на Житомир, Киев, Москву и Санкт-Петербург. Позже Ленин называл ее "опиумом для народа", очевидно, перепутав запахи мака и ладана.
И в тот раз буковинская пара везла маковый урожай, но таможенник Погранеску оказался бдительным, и сорвал лыжник с узорами, который прикрывал мешки с маком. Василий и Домка были арестованы и заперты в каталажку на площади Австрии (бывшая Советская), а Валериан получил почетный цесарский знак. Хотя злые языки болтают, что Валериан был соседом Васи и Домки и просто отомстил за свой огород, безжалостно вытоптанный накануне васиными свиньями…
Рецепты хорошего настроения
Черновцы издавна предлагают миру свои эксклюзивные рецепты хорошего настроения. Исторически это сложилось тогда, когда местный бургомистр Петр Заратумба выдал приказ, в котором, в частности говорилось: "Все черновчане должны всегда пребывать в хорошем настроении и улыбаться друг другу. За невыполнение приказа - штраф в размере стоимости одного коня, или двух свиней, или 8 уток. За злостные неоднократные нарушения данного приказа - 30 ударов кнутом публично на Центральной площади". Последний вид наказания свидетельствует о том, что бургомистром руководило не только вполне понятное желание пополнить городскую казну, но и соображения чисто принципиальные. Впрочем, историкам города неизвестны случаи публичного наказания горожан на Центральной площади - рецепт, очевидно, оказался действенным. Гостивший как-то в наших краях философ Фридрих Ницше несказанно увлекся идеей бургомистра Заратумбы. Он даже написал книгу: "Так сказал Заратумба. Рецепт хорошего настроения". Однако, в более поздних редакциях подзаголовок о "рецепте" куда-то исчез, а Заратумба превратился в Заратустру. Пусть это останется на совести издателей.
Существует, однако, легенда, по-другому объясняющая повседневную доброжелательность и хорошее настроение черновчан. Это связано с кофе. В прежние времена, напиток, пришедший с таинственного Востока, в наших краях строго запрещали. Потому что считали, что кофе отвлекает монахов от молитвы, а добропорядочных граждан провоцирует на ненужные и опасные дискуссии о политике. Но черновчане, уже попробовавшие вкусный турецкий нектар, очень без кофе тосковали. И правда – разве может бать хорошим настроение без чашки крепкой коричневой жидкости? Тогда черновчане восстали против кофейного запрета. "Кофейный бунт", единственный в истории, привел к многолюдным майданным противостояниям, где толпа возмущенных граждан скандировала: "Ко-фе! Ко-фе! "… И запрет был отменен. Что оказалось шагом мудрым и дальновидным - сегодня черновчане, которые пьют кофе в многочисленных городских кафе, как никогда далеки от какой-либо политики.
Потому что кофе в наши дни - залог хорошего настроения. И современные Черновцы ассоциируются с легендами и мифами, которые рождаются за чашечкой крепкого черного кофе.
Ведьмы
История появления ведьм на черновицком небосклоне уходит в глубины темного средневековья. Как-то, черновицкий мещанин Иоганн Бовдуряк сильно приложился с коллегами к самогонке производства известной местной профессионалки Домны Алкозельцер. Возвращаясь домой сильно под хмельком, господин Бовдуряк еще во дворе почувствовал: в хате притаилось что-то сверхъестественное и малоприятное. Подозрение вызывало отсутствие около порога привычной метлы для очищения крыльца от снега. Лишь только подступил Иоганн к хате, как мгновенно получил метлой в лоб и потерял сознание. Остатками уходящего зрения Бовдуряк успел заметить женский силуэт, улетающий верхом на метле. На следующий день выяснилось, что подобная мистика встретила дома каждого из Иоганновых коллег по бутылке. Именно тогда, гласит легенда, небо над городом наполнилось летающими на метлах ведьмами. И такое повторялось неоднократно. Однако, это не остановило ни потребителей Домкиной самогонки, ни саму ее алкофабрику, которая продолжала работать четко, как часы над ратушей.
Черновицкие легенды часто повествуют о выходках местных ведьм. Вот, например, легенда о мещанке Марго Хоменко, которая жила в одиночестве, на отшибе, где-то в районе нынешней Каличанки. На ее заборе постоянно появлялось слово из трех букв, которое никто никогда не мог стереть. Как ни старались это сделать местные коммунальные службы, а слово появлялось снова и снова, и с мистическим упрямством пылало красным неоном. Соседи испугано шарахались от Маргового забора, неистово крестились на него, а слово продолжало свое нечистое бытие. Слово это стыдно произносить и поныне, но ради читателей, мы нарушим это табу: мистически пылало на заборе Марго слово из трех букв. "ВИЙ"! Тогда и появилось в Черновцах стойкое словосочетание "ВИЙ МАРГОВЫЙ". Со временем путем множественных искажений фольклорного пошиба, оно превратилось в ХРЕН МОРЖОВЫЙ, и в таком виде дожило до наших дней.
Вредные привычки
Вредные привычки были присущи черновчанам с незапамятных времен. Когда австрийцы овладели краем в конце 18 века, им показалось, что местные вредные привычки намного вреднее австрийских. Поэтому приказом генерал-губернатора буковинцам запретили самогон, сало, мацу, мамалыгу и ковыряться в носу. Вместо этого вводились шнапс, коньяк, кофе в фарфоровых чашечках, ментоловые папироски, шампанское и публичные дома.
Нововведения черновчанам в целом понравились, но даже усвоив новейшие европейские мансы, мещане тайно продолжали хранить верность автохтонным народным вредным привычкам. Так сформировалась эксклюзивная черновицкая культурная смесь - обычно рядовой черновицкий бюргер, хлопнув тайком стакан самогона, закусив его бутербродиком из мацы и мамалыги с салом, закуривал папироску и направлялся в публичный дом, где потреблял коньяк, шампанское и кофе, а потом занимался любовью, одновременно ковыряясь в носу.
Вред здоровью удваивался, но культура выигрывала. Как обычно.
Вредные черновицкие привычки отображены в народных легендах. Одна из них повествует о том, как местный житель Фотий Прошмурдяк любил в туалете читать газету "Черновицер цайтунг". Проживал он на Роше, поэтому туалет был деревянным и стоял в огороде. Жена Фотия Петруся считала эту привычку вредной - боялась, что любимый ненароком отморозит себе мужское достоинство. А перспектива не достойной супружеской жизни Петрусю не устраивала никоим образом. Поэтому она всячески пыталась отвадить мужа от чтении на очке. Но напрасно - Фотий упрямо не желал читать почтенный журнал в другом месте.
Тогда в отчаянии Петруся кинулась в магистрат и донесла на мужа – мол, Фотий виноват в государственной измене - использует для туалетных потребностей портреты цесаря, эрцгерцогов и бургомистра, которые печатаются в газете. Фотия арестовали и отправили гноиться в венских казематах. А неумная женщина Петруся билась в истерике. Потому, что сохранив мужнее достоинство в штанах, лишилась самого мужа. А вместе с ним и штанов, и достоинства…
Вранье с черновицким акцентом
В средние века в Черновцах врали в рамках общей нормы. А когда кто-то из местных слишком увлекался процессом и врал что-то наподобие: "Видел, как черт с рогами, копытами, покрытый мхом и козлиной шерстью грубо насиловал русалку в камышах на берегу пруда", то, обычно, ему не верили. Потому, что камыш растет не на берегу пруда а уже в воде, к тому же насиловать прудную обитательницу невозможно из-за особенностей ее, русалкиной, структуры. Услышав такое, собеседник перебивал рассказчика: "Брешешь"!, на что тот отвечал автоматически: "Паршивую сучку почешешь"!, и все достаточно мирно смеялись.
Австрийцы принесли в забытые Богом Черновцы европейскую цивилизацию, а вместе с ней разновидность вранья как искусства. Они учили, что врать можно только любимой женщине и полиции, а остальным надо говорить правду. С появлением газеты "Черновицер цайтунг", вранье стало литературно обработанным и зовется "пропагандой". Так и живем, с тех пор.
Об искусстве настоящего черновицкого вранья повествуют легенды. Говорят, однажды, местный интеллигент Троян Растратий с целью выдурить кредит в одном из черновицких банков, выдумал целую историю. Будто бы, его дядя эмигрировал когда-то в Америку, там разбогател, поставляя на южные плантации зерна черновицкой кукурузы. Теперь он умер, но оставил завещание - все деньги, недвижимость во Флориде и Калифорнии, землю в Вирджинии, а также двух чернокожих рабов Базиля и Розину оставляет в наследство племяннику Трояну. Правда лишь при одном условии: племянник должен владеть большим кукурузным полем на Буковине. Троян предлагал банку следующую схему: он получает кредит, покупает землю в Шипинцах, высаживает кукурузу. Потом вступает в права наследования, и, завладев дядиным наследством, возвращает кредит. В качестве поручителей выступали чернокожие Базиль и Розина, которые будто бы пересекли океан и приплыли в Черновцы. Сотрудник банка что-то заподозрил, потихоньку вызывал пожарных, и велел им неожиданно облить "рабов" из шланга. Краска смылась, и вместо заокеанских рабов Базиля и Розины, все увидели местных жителей Василия и Фрозину, которые числились в розыске за кражу соседских кур. Преступников во главе с Растратием отправили в тюрьму, где подвергли "цесарским тортурам" о которых позже пафосно поведал Иван Яковлевич Франко…
Ревность
Самая романтическая из городских легенд рассказывает о чистой любви мещан Петра Дубогрыза и Домки Файнмедхен. Они любили друг друга так возвышенно и красиво, что парой любовался весь город. Но когда они поженились, Домка начала уделять так много внимания хозяйству - огороду свиньям, курам, уткам, что Петро почувствовал себя сытым - но покинутым. Недостаток внимания со стороны озабоченной хозяйки привел к трагическим последствиям. Петр покромсал огород, порезал свиней, всю домашнюю птицу и даже собаку Сирко и кота Мурелло. Когда он опомнился и осознал, что натворил, то понял – скандала с Домкою, которая вот-вот должна была вернуться с берега Прута, где стирала его трусы и носки, не переживет. Петро убил себя, написав предварительно на стене жилища - "Домка, я тебя люблю, это ВСЕ ДЛЯ ТЕБЯ!"…
Любовь
Красивая черновицкая легенда рассказывает о местной трагической любви юной пары, почти по Шекспиру. Два семейных клана - Монтюки из Кицманя и Капуленки из Новоселицы свирепо враждовали из-за нерешенность вопроса: у кого во дворе больше свиней. Молодые школьники Рома Капуленко и Юля Монтюк полюбили, однако, друг друга до умопомрачения. Они рассорились с родителями и начали жить самостоятельно, арендовав для этого киоск на Калине - днем торговали, а ночью - жили и любили. Однако, с таким положением вещей не могли смириться ни Монтюки, ни Капуленки. Они подкупили калиновских контролеров, и те начала гнать молодых из киоска, аргументируя это тем, что дети должны ходить в школу. В знак протеста Рома и Юля подожгли себя, вместе со злосчастной торговой точкой. Это событие привело к ряду стихийных митингов против продажности контролеров и коррупции вообще, которые, однако, быстро захлебнулись. Как и все революции в наших краях. Памятник влюбленным должны были установить в центре города, однако вместо этого установили памятник Францу-Йозефу. Императора уважили, теперь влюбленные ожидают своей очереди.
Искусство и спорт
Совмещение спорта с искусством в Черновцах известно с давних времен. Говорят, это началось еще в средние века, когда однажды утром черновчанин Октавиан Загрубелло, рассорившись с женой, швырнул в нее молотком, одновременно напевая "Ой, на горе два дубка". Женщина уклонилась, а молоток долетел от Садагуры до Чагора. С того времени в Черновцах повелось - где спорт, там и искусство. Потому что играют в футбол и поют (и то, и то - за деньги) в одном месте - на стадионе "Буковина".
Соседи
Когда в конце 18-го века австрийцы пришли на Буковину, то были поражены именно толерантностью и добрососедством местных жителей. Не только смешением народов - даков, валахов, русинов, евреев, татар, армян, которые мирно сосуществовали и всегда находили общий язык. Но и тем, что лягушку в соседский суп в Черновцах бросали приблизительно в 10 раз реже чем в Тюрингии, Саксонии и прочих Бавариях. С того времени многое изменилось, и сегодня соседи для чернівчанина - не самая приятная часть человечества. Однако, вековая школа мирного сосуществования даром не миновала - если курица Петра попаслась в огороде у Ивана, Иван не будет орать. Даже похвалит Петрову курицу за сноровку. Через несколько дней Петрова курица странном образом отдаст концы, и все закончится к обоюдному удовольствию.
Рассказывают, что черновицкие евреи начали массово выезжать, когда по городу пошли слухи, о том, что соседи готовят погромы, лишь только закончится советская власть. Когда евреям говорили, что советская власть не закончится никогда, они отвечали, что это есть вторая причина их отъезда. Вообще, в Черновцах еврейские погромы - это миф, который никогда не становился реальностью. Как и любые другие межнациональные розборки.
Когда-то в старых черновицких двориках соседи праздновали вместе дни рождения, свадьбы, крестины и обрезания. Все знали все обо всех, и жили одной семьей. Сегодня это выглядит как миф, но это - сплошная правда, в отличие от мифических погромов.